Божест в храме Пурушоттама-Кшетре ДнепрВпервые Господь в образе арча-виграхи взошел на алтарь днепровского храма ИСККОНа в Гаура-пурниму 1991 года. К этому времени Ягья-Прия Прабху (ныне – Е.С. Нитай-Чайтанья Госвами) привез из Индии мурти прекрасных танцующих Гауры-Нитая. Денег, чтобы рассчитаться за Них, не хватало, и тогда Ягья-Прия Прабху расстался с часами. Он привез Их Светлостей прямо в рюкзаке. С тех пор, когда бы Махараджу ни доводилось посещать родной храм, он задумчиво смотрит на Них, выдерживает свою знаменитую многозначительную паузу, глубоко вздыхает и наконец говорит: «Божества, которые звенели в моем рюкзаке...»

В те дни храм располагался в уютном частном домике по адресу ул. Исполкомовская, 56а. Спустя годы преданные переименовали Исполкомовскую в Ванчхакалпадрумаван – «лес деревьев желаний». Алтарная на Исполкомовской представляла собой просторную – за отсутствием мебели - комнату частного дома. На полу лежали ковры, на стенах висели плакаты: слева от алтаря – портрет Шри Чайтаньи Махапрабху и текст «Гаура-арати»; справа – портрет Нитьянанды Прабху; напротив алтаря стояла вьясасана Шрилы Прабхупады с его портретом и надписью «PRABHUPADA MARATHON '90».

Слева от вьясасаны на стене висели плакаты с изображением Кришны и Арджуны на колеснице и Говинды во Вриндаване. Занавесочки на окнах закрывали лишь нижнюю половину окна и представляли собой белую хлопчатую ткань, расшитую в украинском народном стиле. Воздух в алтарной был всегда напоен пьянящим ароматом благовоний. На программах люди умудрялись набиваться в эту комнату в громадных количествах.

Алтарная плавно и незаметно перетекала в прасадную, на стене которой висело огромное изображение Кришны с надписью «KRISHNA MURALI». Из прасадной одна дверь выходила в коридор, другая вела в импровизированную канцелярию, которая позже стала офисом президента храма.

Андрей (Атма-Бхавануга, он же Адвайта Ачарья Прабху) стал бессменным пуджари Шри Шри Гауры-Нитая на долгие годы. Приветствие Божеств и гуру-пуджу проводили и другие преданные, но все прочие священнодействия на протяжении дня вершил он один.

В 1992 году муж Шакунталы Матаджи сделал Божествам особое подношение – новый алтарь. Будучи искусным плотником, он регулярно пополнял свой запас агьята-сукрити тем, что изготавливал всяческие нужные преданным вещицы.

Сама же Шакунтала Матаджи стала первой швеей Их светлостей. Позже, с 1997 года, когда в храме появился Джаганнатха, Божествам шили Туласика Матаджи и Анандини Матаджи. А в конце 2014 года в храме открылся швейный цех, где Анандини Матаджи стала обучать искусству божественного шитья всех желающих.

Первой же (и на долгие годы – бессменной) цветочницей стала Лалита-Хридая Матаджи. У храма был роскошный палисадник, но дополнительно мы собирали пожертвования на городских цветочных рынках, а позже договорились с совхозом «Цветы Днепропетровска» о том, чтобы бесплатно забирать у них «нестандартные» цветы. Сейчас в департаменте пуджари служит много цветочниц – практически столько же, сколько и пуджари - но начиналось все с Лалита-Хридаи.

Поначалу утренние программы были привилегией брахмачари, прихожане же могли участвовать лишь в воскресных и средовых программах. По средам вечером Двиджати-Пуджака Прабху читал лекции по «Чайтанья-чаритамрите», доступной в те дни только на английском. Он переводил с листа и давал пояснения. Вот уже 23 года он остается верен своему обету гаура-катхи: хотя дни его лекций, помещения, где он их дает, слушатели и язык в книге, которую он держит в руках, может меняться, сам он – все тот же стойкий провозвестник учения Шри Чайтаньи, каким мы помним его с начала 90-х.

Вскоре двери ашрама на Исполкомовской стали открываться каждое утро; теперь все желающие могли посещать приветствие Божеств, гуру-пуджу и утреннюю лекцию по «Шримад-Бхагаватам», после чего бесплатно угоститься великолепным завтраком – прасадом Их Светлостей, неизменно включавшим в себя творог и свежие сезонные фрукты.

В 1993 году всего за три месяца была построена колесница, и Днепр познакомился с Господом Джаганнатхой, которому спустя четыре года предстояло взойти на главный алтарь нашего храма, превратив его в Новую Пурушоттама-кшетру. В день первой днепропетровской Ратха-ятры посреди знойного лета стояла холодная осенняя погода, шел дождь (на следующий день погода резко переменилась: опять стала летней). Сотни людей шли под зонтиками за колесницей Джаганнатхи. А в летнем театре их уже было более двух тысяч. Ниранджана Махарадж спел киртан, прочитал небольшую лекцию и уехал, наказав президенту храма, Вибхути Шакти Прабху, продолжать программу.

На следующий год колесница Господа Джаганнатхи двигалась по центральной аллее проспекта К. Маркса (ныне – проспект Яворницкого).

В 1994 году «свои» Шри Шри Гаура-Нитай появились и в женском ашраме, который поначалу ютился в «сталинке» на ул. Калиновой (теперь ее вайшнавское название – ул. Кали-юга-паваны), а в дальнейшем – на квартире у Лиламриты Матаджи. Позже, когда ашрама брахмачарини в нашем городе не стало, эти, меньшие по размеру, Божества переселились в храм, где Им по сей день поклоняются в качестве утсава-мурти.

Господь Вселенной – Джаганнатха вместе с Братом и Сестрой.Храмовые же Божества Гауры-Нитая к тому времени переехали в частный дом на ул. Уездной, поскольку Вибхути Шакти Прабху собирался расширить и достроить здание на Исполкомовской. Впрочем, как оказалось, у Кришны были Свои планы: через три года преданным удалось выкупить у городских властей здание, где храм находится и по сей день. Много лет назад это был детский садик, а еще раньше, в 30-е годы ХХ века – церковь. Вайшнавам пришлось попотеть, прежде чем удалось очистить и отремонтировать новый храм и прилегающую территорию, но зато теперь это был не снятый у хозяев частный дом, откуда преданных и Божества могли выставить в любое время, а законная собственность ИСККОН.

В дашами, предшествовавший Камика-экадаши 1997 года, в днепровском храме поселился Господь Вселенной – Джаганнатха вместе с Братом и Сестрой.

Они – главные Божества Новой Пурушоттама-кшетры, как любовно окрестил храм Е.С. Ниранджана Свами. Он же вместе с Е.С. Бхакти Вишрамбха Мадхавой Махараджем провел церемонию прана-пратиштхи. Божества были заказаны и вырезаны в Пури. Их «отцом» стал знаменитый панда-муртивала, который с неизменным радушием потчует паломников на крыше своего дома, что напротив Шри Мандира.

Года через два после прибытия Джаганнатхи Тарун Кришна Прабху был назначен старшим пуджари, сменив на этой должности Адвайту Ачарью Прабху – того самого Андрея из Лозовой, который бессменно поклонялся Божествам на протяжении восьми лет.

Тогда же у Вибхути Шакти Прабху возникла идея пригласить в наш храм большие мурти Шри Шри Гауры-Нитая. Поначалу не было определенности, мраморные или нимовые. Руководителя храма рассматривали разные варианты. Но атмосфера была уже проникнута неким предчувствием встречи, и в моем сердце сама собой родилась молитва-аштака, посвященная Господу, танцующему в Пурушоттама-кшетре.

Когда руководители нашей общины собрались привезти Божества из Судака (а еще раньше Им поклонялись в подмосковной кокошкинской гурукуле), в алтарной шел ремонт. Фактически даже не ремонт – ее вообще перестраивали. Господь Джаганнатха временно принимал поклонение в учебном классе. Решено было, что Гаура-Нитай подождут до Джанмаштами у нас дома. Оставался месяц.

Шри Шри Гауры-Нитая

Перед восхождением на алтарь Божества надо было немного «подлечить». Сделать повыше лотос Гауранги, кое-что еще подправить. Мы долго, больше недели, искали мастера по мрамору - это редкая специальность. Наконец нашли. Мастер прибыл, увидел Их Светлостей и ахнул: «С какой любовью расписаны лица!.. Но я не могу взяться за работу, не получив благословение моего духовника». Благословения ждали три дня. На четвертый день мастер объявился: «Батюшка благословения не дает, говорит – Их сознание сильнее твоего, начнешь работать – станешь и во всем остальном Им подчиняться». Прозорливый человек, однако!

Джанмаштами неумолимо приближался. Мрамора было полно – в храме как раз заканчивали алтарь – но мастеров по мрамору не было... Тарун Кришна Прабху сказал: «Кем только в этой жизни я ни был, придется и мраморщиком стать». Набрал в храме кусочков белого мрамора, купил клей – и наш дом превратился в мастерскую. Прабху вручную выпиливал мрамор, клеил, а я потом все зачищала наждачкой. Белая мраморная пыль толстым слоем лежала на полу, а в этой пыли с белых лотосных стоп Гауранги с наждачкой в руках лежала я, полируя икры Господа. Трудно было убедить себя в том, что Ему это не доставляет беспокойства...

Часто приходилось передвигать Божества. Поскольку Они тяжелые, это можно сделать, взяв Господа под руки и перемещая Его шаг за шагом, как бы танцуя. Однажды, перемещая вот так Гаурангу, мой муж вдруг вспомнил, что ему давным-давно это уже снилось.

Наконец настал день отъезда, Джанмаштами. Радовались все, кроме нас с мужем. Потому что если преданные в храме в этот день встречали Их Светлостей, то мы – наоборот, прощались с Ними.

Храмовую алтарную к тому времени уже расширили, сделали два больших мраморных алтаря: на одном из них воцарилась Святая Троица – Джаганнатха-Баладева-Субхадра, а на другом – большие мраморные Шри Шри Нитай-Гаурачандра.

Церемонию повторного приглашения Их Светлостей в мурти провел Е.С. Бхактиваибхава Свами. С тех пор Джанмаштами для днепропетровских преданных – не только день рождения Кришны, но и Брахмотсава всеми любимых Шри Шри Нитая-Гаурачандры.

Иногда у преданных возникают сомнения по поводу того, можно ли приглашать Божества, чьи формы повреждены. Традиционные шастрические предписания строги насчет этого: Божеству, хотя бы немного поврежденному, поклоняться нельзя, Его нужно опустить в водоем. Однако Шрила Прабхупада позволял своим ученикам приглашать такие Божества, которым бы строго следующие традиции индийские брахманы не поклонялись. Более того, он лично купил для одного храма слегка поврежденное мурти Шримати Радхарани, не считая это препятствием возрождению наших утраченных отношений с Господом. Руководствуясь его примером, Е.С. Бхакти Вишрамбха Мадхава Махарадж разрешил старшим преданным нашей ятры пригласить в храм «Новая Пурушоттама-Кшетра» божественных братьев – Шри Шри Нитая-Гаурачандру, несмотря на то, что Их мраморные тела были повреждены. После соответствующего «лечения», которое наверняка было ни чем иным, как Их лилой, эти Божества взошли на алтарь, куда Их пригласил Шрила Бхактивайбхава Свами, и теперь одаривают нас Своими милостивыми взглядами.

Есть и еще одна тайна. Шри Шри Нитай-Гаурачандра прежде всего там, где киртан. Потому что санкиртана-ягья – это юга-дхарма нашего века, это суть Их учения. В санкиртане, в совместном воспевании – Их жизнь и душа. Часто, проводя арати в храме, я с определенной долей досады отмечала, что Нитай и Гаурачандра не обращают никакого внимания на предметы, которые я Им предлагаю. Все Их внимание сосредоточено на киртане: Они слушают святое имя, Они всем сердцем там – в алтарной, с преданными, танцующими и поющими. И хотя я, казалось бы, ближе всех стояла к Ним, но за те полчаса, пока длилось арати, я успевала соскучиться по Ним гораздо сильнее, чем в любое другое время. И потом, не всегда успевая помыть поднос с атрибутами, бежала в алтарную, - к поющим, на которых с такой нежностью взирает Господь Гауранга.

В 2007 году Таруна Кришну Прабху (вместе с Рама-Рупой Прабху и Вишвадакшиной Прабху) избрали в совет руководителей храма – отныне каждый из них попеременно, по два месяца каждый, должен был исполнять обязанности президента храма. После его ухода с должности старшего пуджари департамент поклонения Божествам некоторое время возглавлял Сингха Рупа Прабху, далее – Арджуна-Кришна Прабху, вскоре после него (непродолжительное время) – Враджа-Сакха Прабху, и, наконец, Бхавананда Рай Прабху. Каждый из них внес свою лепту в дело развития пуджарского департамента и безропотно нес бремя старшинства.

В 2012 году над куполом храма воссиял Шри Нила-чакра, а по левую руку от Господа Джаганнатхи занял свое законное место Шри Юпа-чакра – различные ипостаси Шри Сударшаны.

Церемония прана-пратиштхи проходила с участием Е.М. Мадхавананды Прабху, который щедро поделился с преданными сокровенными истинами шри-сударшана-таттвы.

Начиная с 2010 года этот глубоко сведущий и возвышенный вайшнав регулярно благословляет наш храм своими визитами; здесь он прочитал ряд семинаров и лекций – о Патита-паване Джаганнатхе, о маха-прасаде, о джаганнатха-вешах и др. Когда у местных пуджари возникают вопросы о тонкостях джаганнатха-севы, они обращаются к Мадхавананде Прабху и получают не просто философские пояснения или практические советы, а проникнутые духом глубочайшей преданности наставления, неизменно и прочно подкрепленные гаудия-вайшнава-сиддхантой.

Невозможно не отметить тот вклад, который внесла в дело становления храмовых стандартов Дхвани Матаджи. Во время своих кратких визитов в Днепр к родителям она успела провести несколько встреч с нашими пуджари, отвечала на вопросы, разъясняла смысл правил и предписаний, после чего слуги Их Светлостей стали серьезнее работать над ошибками и стремиться исполнять свои обязанности на алтаре осознанно.

Зимой 2014 года двое преданных от нашей ятры, супружеская чета Вриндаранья Прабху и Ямуна-Кели Матаджи, прошли обучение в Маяпурской Академии Поклонения Божествам и через несколько месяцев по праву возглавили департамент пуджари Новой Пурушоттама-кшетры. Теперь они делятся полученными знаниями и опытом с другими, обучают преданных искусству арчаны, дают семинары в образовательном центре «Новый Маяпур» (Магдалиновка), постепенно повышают уровень служения храмовым Божествам. Днепропетровская ятра всегда славилась своими фестивалями. Ямуна-Кели Матаджи и Вриндаранья Прабху делают все возможное, чтобы центром внимания преданных на таких праздниках был виновник торжества – Кришна. В противном случае киртан становится дискотекой, да и все прочие составляющие праздника остаются просто благочестивой альтернативой мирским увеселениям.

Дорогие вайшнавы! Пожалуйста, благословите преданных Новой Пурушоттама-кшетры всегда помнить Пурушоттаму – према-пурушоттаму Шри Гаурачандру и лила-пурушоттаму Джаганнатху, которые снова встретились в Днепропетровске, чтобы продолжать Свои вечные, исполненные блаженства игры взаимной любви и сострадания к падшим душам Железного века.

Авадатта д.д,
статья "ГОСПОДЬ ЧАЙТАНЬЯ ТАНЦУЕТ В ПУРУШОТТАМА-КШЕТРЕ" журнала "Брахмотсава"